NB. Правила по юриспруденции подчинены нуждам игры и игротехники, поэтому не отражают реальную юриспруденцию шестнадцатого века и принципам права не соответствуют. На игре ситуация может регулироваться двумя разновидностями права — церковным и светским.
Церковное право Церковное право регулирует деятельность церковников, их отношения с мирянами, вопросы церковного имущества и вопросы чистоты веры, а также некоторые вопросы брака и семьи (регистрация брака и детей, расторжение брака).
Говоря вкратце о норме вещей — клирики не имеют права владеть имуществом, но Церковь имеет, что порождает лазейку для тех, кто желает разъезжать в золотой карете и может себе это позволить. Клирики не могут заключать сделки, но Церковь может. Если клирик совершает преступление, его должен судить церковный суд.
Теперь самое интересное — преступления и наказания.
Сперва два слова о
провинностях только перед Церковью вида: нарушил пост, нарушил монашеский устав, запустил руку в пожертвования, не исполнил долг священника, нарушил целибат (то есть нарушение церковных обетов и вопрос внутрицерковных отношений).
читать дальшеМиряне серьёзных обетов не имеют, и все их проблемы такого рода решаются на исповеди. Вопросы воровства мирянами церковного имущества и подобные преступления против Церкви рассматривает светский суд (и то, что пострадала Церковь, является очень серьёзным отягчающим обстоятельством).
В случае с монахом/монахиней разъяснение дела и назначение наказания остаётся на усмотрение аббата/аббатисы. Хотя монах, если ему это зачем-то нужно, может затребовать суд капитула своего ордена (то есть собрание самых влиятельных и уважаемых его членов). Обычно за такого рода провинности следует епитимья, то есть покаяние. Для монаха это могут быть как молитвенное покаяние, так и какие-нибудь работы, но аббат может и что-нибудь своё придумать. За серьёзное прегрешение могут и изгнать из монастыря.
Провинности аббата рассматривает только капитул его ордена. Вряд ли кто-то вообще будет доносить на то, что аббат водит к себе девушку или, тем более, не соблюдает пост, но буква такова. Если дело настолько скандально, что дошло до капитула, аббата могут и с поста снять, и из ордена изгнать.
Священника в такой ситуации судит епископ. Епископальный суд состоит из собственно епископа, секретаря и, необязательно, консультанта-богослова. Епископ, основываясь на знании церковного права и обычаев, сам решает, что сделать с нарушителем. Это может быть молитвенная епитимья, а может быть и ссылка в дальний монастырь, смотря о каком деле речь. Формулируется это в любом случае как покаяние.
Епископа судит коллегия кардиналов, хотя, чтобы дело дошло до неё, история должна быть действительно громкой, а епископ — действительно неугодным.
Чтобы такое дело рассматривалось, достаточно свидетельства от одного достойного доверия лица. Если такое свидетельство было дано на исповеди, согрешившему клирику предлагают сознаться, но использовать свидетельство нельзя.
Совершивший прегрешение клирик также может сознаться на исповеди и получить епитимью, тогда об этом деле не имеет права узнать никто и никогда, официального суда не будет. Преступления светского характера вида: воровство нецерковного имущества, жульничество при сделке с мирянами, тяжкие телесные, изнасилование, убийство, грабёж и, как ни странно, наведение порчи, которое квалифицируется как покушение на убийство/нанесение вреда. А также государственная измена, клевета, недоносительство и другие уголовные преступления.
читать дальшеЦерковников в этом случае судит церковный суд. В случае с монахами и монахинями — капитул, в случае со священниками — епископальный. При этом вопрос участия светских властей в деле каждый раз решается индивидуально. Официально не регламентировано, кто в этом случае ведёт следствие (этим вообще может быть занят почти кто угодно), но обычно в случае с монахами это делают клирики, в случае со священниками мирские власти позволяют себе вмешиваться в большей степени. На суде должен быть представитель светских властей, но степень его влияния на ход дела зависит от множества факторов.
Однако абсолютно точно можно сказать, что Церковь максимально старается решать свои дела самостоятельно и не отдавать клириков в руки светских властей ни при каких обстоятельствах. Единственное, что точно делают светские власти — это помогают при задержании, так как своей стражи у Церкви нет.
Единственное исключение — государственная измена, то есть покушение на власть короля или его представителей, на его жизнь, жизни членов королевской семьи, королевских наместников, злоумышления против королевской власти, фальшивомонетничество. Тогда дело рассматривает светский суд.
Чтобы дело было возбуждено, нужны, как и во всех светских делах, два свидетельства — словесных (свидетель либо доносчик) либо материальных (улика).
Чтобы был вынесен обвинительный приговор, нужно признание обвиняемого.
В случае доказанного серьёзного преступления с клирика снимают сан/обеты, предают анафеме и отдают в руки светских властей. В реальности чаще удаётся замять дело и договориться, а преступника Церковь наказывает самостоятельно. В случае, когда причинённый вред можно компенсировать, Церковь может выплатить штраф. Прегрешения против веры вида: богохульство, поругание святынь (например, уничтожение мощей, втаптывание в грязь хлеба причастия и прочее подобное), исповедание ереси, еретическая проповедь.
читать дальшеИ в отношении мирян, и в отношении церковников такие дела рассматривает инквизиция.
Дела о ведовстве инквизиция не рассматривает — Церковь официально всё ещё не допускает существования колдовства. Если деятельность ведьмы попадает под определение ереси, ей займётся инквизиция. Если речь идёт о порче, вытравлении плода и т. д. - это сугубо светское дело. Подробнее об этом будет написано отдельно.
Чтобы началось инквизиционное расследование, достаточно одного свидетельства от заслуживающего доверия лица (то есть любого благонадёжного в вопросах веры человека, а на самом деле — практически от кого угодно).
При аресте инквизиции помогает светская стража либо церковная охрана, если такая есть в наличии. Своих вооружённых сил у инквизиции нет, но считается, что каждый должен оказать ей содействие.
Чтобы был вынесен обвинительный приговор, нужно признание обвиняемого.
Самое распространённое наказание — публичное покаяние. Обычно еретик стоит несколько месс в разных церквях, облачённый в специальную одежду кающегося. Только нераскаявшихся еретиков, особенно еретических проповедников, ждёт смертная казнь.Светское право Сделки читать дальшеСделка считается законной, если оба участника осведомлены о её условиях и заключили соглашение в присутствии свидетелей. Это можно сделать устно при не менее чем двух достойных доверия свидетелях, то есть людях с хорошей репутацией, ни в чём не обвинявшихся, не судимых, имеющих доход. В Саграде ими могут выступать только мужчины, в Гебиргсланде независимо от пола.
Это может быть сделано письменно и заверено нотариусом (либо судьёй) и подписано свидетелями.
Условия сделки могут быть оспорены в суде (например, владелец земли продал её, а потом выяснилось, что он не является законным наследником).
Жульничество в вопросах заключения сделок, в зависимости от денежных сумм и обстоятельств, карается как штрафами, так и телесными наказаниями и выставлением у позорного столба. Наследование читать дальшеВопросами брака и регистрации детей занимается Церковь, но сложности в наследовании разрешаются светским судом. Если нужно доказать принадлежность человека к семье и его право на наследование, обычно используются показания свидетелей и записи в приходских книгах. В целом по закону Гебиргсланда имущество наследует старший ребёнок любого пола, в случае отсутствия детей — следующая по старшинству линия семьи. В Саграде то же самое, но женщина по старшинству наследования уступает мужчине.
Однако, если наследователь находит своих наследников недостойными, он может передать имущество младшей линии или завещать кому-то по своему усмотрению. Наследники могут это оспорить, и обычно подобные дела изобилуют сложностями и
спорами. Уголовные преступления Это воровство, грабёж, убийство, изнасилование, поджог, нанесение вреда здоровью и имуществу, мошенничество, клевета, а также злостные долги и недоносительство.
Убийство ребёнка (в том числе аборт), убийство супруга/супруги или родственника, убийство клирика караются строже. Нанесение вреда или хищение церковного имущества караются строже, также как нанесение вреда клирику. Нанесение вреда с помощью порчи карается особенно строго. Одним из самых страшных преступлений считается поджог (большинство домов всё ещё деревянные).
Оставление в опасности тоже считается нанесением вреда.
Беременность, необходимость содержать семью, юный возраст, обстоятельства совершения могут стать смягчающими обстоятельствами.
читать дальшеДело возбуждается по заявлению пострадавшего, его родственников или, если таковых нет, по заявлению от его цеха, общины и пр. Сам факт обнаружения трупа, например, причиной для возбуждения дела не станет. Только дела о государственной измене возбуждаются по иным правилам.
Чтобы арестовать человека по подозрению в совершении преступления (разницы между задержанием и арестом пока нет), нужно два свидетельства — словесных (свидетель либо доносчик) либо материальных (улика). Для дел о государственной измене — достаточно одного свидетельства. По факту стража может не сообщать ни подследственному, ни его родне, на каких основаниях человек задержан, пока не получит на это приказ судьи. Однако за арест невиновного стражник может быть подвергнут серьёзному штрафу или даже снят с должности.
Свидетельские показания женщины в Саграде считаются менее достойными доверия, чем показания мужчины, и требуют дополнительного подтверждения. Показания дворянина — весомее показаний простолюдина. В Гебиргсланде это верно относительно людей "благонадёжных", то есть с репутацией и деньгами.
Чтобы арестовать человека, нужен также ордер от судьи, иногда разрешение на арест может быть выдано им устно.
Арестовать подозреваемого можно в любое время дня и ночи, в любом месте, за одним исключением — это нельзя сделать в церкви либо часовне (право убежища).
В ходе следствия судья, как правило, наделяет одного из стражников/своего помощника полномочиями для ведения дела. Судья также волен взять дело в свои руки и курировать его полностью. Однако полномочиями может быть наделён, по факту, кто угодно по желанию судьи. Более того, кто-нибудь, например, родственник убитого, может взять инициативу в свои руки, найти преступника и притащить его в суд. Если он представит доказательства вины, суд их примет.
Обвиняемый может обратиться к адвокату, а может защищать себя сам. В любом случае, адвоката предоставлять ему никто не обязан.
Так или иначе, судом в составе судьи, секретаря, свидетелей, стражи и самого обвиняемого зачитываются и рассматриваются все обнаруженные следствием данные, свидетели дают показания. Обвиняемый может быть оправдан, может быть отпущен за недоказанностью вины. Чтобы вынести обвинительный приговор, нужно признание обвиняемого, которое может быть вырвано под пыткой. В некоторых случаях, когда улики особенно ясны (например, убийцу поймали на месте преступления), признание всё же необязательно.
На суде могут присутствовать зрители, за исключением дел о государственной измене или дел, которые судья сочтёт слишком ужасающими или постыдными для публичного рассмотрения.
В случае лжесвидетельства или ложного доноса может последовать обвинение самого доносчика или свидетеля в клевете. Человек, который не сообщил о преступлении, считается соучастником преступления.
В случае, если вина доказана, преступник может быть подвергнут, в зависимости от серьёзности преступления, стоянию у позорного столба, колодкам, наказанию плетьми, отсечению руки (для воров и мошенников), клеймлению, а также различным видам смертной казни — повешение, отсечение головы (для дворян), колесование, а также специальная казнь для государственных изменников, сочетающая повешение, потрошение, кастрацию и отсечение головы. Эти виды наказаний могут сочетаться между собой.
Как правило, если человек пойман на мошенничестве, воровстве или разбое впервые, его наказывают плетьми/клеймлением (иногда сразу отрубают руку), а при втором преступлении уже казнят. За убийство сразу полагается смертная казнь, если нет смягчающих обстоятельств. В случае убийства при самозащите наказание вообще может быть отменено по усмотрению судьи.
Тюремное заключение не практикуется как наказание вообще, исключение — преступники из числа высшей знати, чья казнь будет слишком скандальной. Так что человек оказывается в тюрьме только в ходе следствия, причём за своё содержание он должен платить сам. Иногда он может быть отпущен домой в ходе следствия, но только если оставит большой денежный залог. Также есть возможность поручиться за подследственного и временно занять его место, выступая в качестве живого залога.
Есть ещё одно исключение — должники. Злостный должник оказывается в долговой яме (вполне буквальной яме) и может сидеть там, пока его долги не будут уплачены.
В Гебиргсланде нет значимой разницы в области наказаний для дворян и для простолюдинов, хотя после совершения многих преступлений можно уплатить штраф (весьма большой) и быть отпущенным, что облегчает жизнь людям состоятельным. В Саграде неравенство сословий выражено гораздо ярче: дворянин никогда не будет казнён за убийство крестьянина или горожанина (максимум отделается штрафом), не будет наказан за нанесение побоев или изнасилование, не может быть подвергнут некоторым унизительным наказаниям вроде позорного столба, в случае совершения одинаковых по тяжести преступлений недворянин будет наказан гораздо суровее. Сейчас от берглерских судей неявно требуют соблюдения саградских норм.
Дети, умеющие ходить и говорить, предстают перед судом в том же порядке, что и взрослые и могут быть казнены.
В большинстве случаев течение следствия, строгость приговора и другие детали хода дела зависят от городского судьи и того, как он поставил работу стражи, тюрьмы и суда, а также от начальника городской стражи.
В ходе следствия и суда могут быть выдвинуты протесты, но их эффективность зависит от того, насколько влиятельна семья обвиняемого, насколько авторитетен сам судья и других подобных вопросов.
Приговор можно обжаловать, можно обратиться в высшую инстанцию — в столицу и даже в королевский суд в Паленсии. Если нужно ответить на неосвещённые здесь вопросы или дать дополнительную информацию, пишите в комментариях.